Шәһиәхмәттең                 О жизни и творчестве
ижады һәм тормошо тураһында          Сибаева Шагиахмета


Сибай сасан  
В коммунистический период отношение к личности и творчеству Шагиахмета Сибаева по идейно-политической точки зрения было не очень уважительное.
Однако, песню «Сибай» не забывал народ и не возможно было это не признать.

Вот что изложил в своей статье «НАРОДНАЯ ПЕСНЯ» (« Сибайский рабочий» 5 декабря 1972 г)Федор Васильевич Попков
«Цветет трижды орденоносная Башкирская Республика в стране Советов. В ней выросли талантливые писатели и поэты. Один из них Мустай Карим,
своим творчеством покорил сердца не только трудящихся родной Башкирии, но и других республик Советского Союза.
В этом году Мустай Карим стал лауреатом Государственной премии 1972 года. Много талантливых людей вышли из нашего края, Баймакского района.
Это- поэты С.Г. Кулибаев, Б.Х. Валитов, А.Х. Игебаев, Н.С. Идельбаев, композиторы- Х.Ф. Ахметов и Р.А. Муртазин.
Башкирские поэты и композиторы, создавая свои произведения,
обращались и сейчас обращаются к неиссякаемому источнику народного творчества - песням и музыке.
Об одной башкирской народной песне, её авторе и хочется рассказать сибайцам. Прошли более ста лет с тех пор, когда в селениях Башкирского Зауралья
впервые запели под звуки курая протяжную песню,
в которой раскрывались общечеловеческие чувства:
чистая любовь и тоска по родному краю. Песня эта называлась «Сибай».
Вот вольный перевод одного из вариантов песни-письма.

Әҙәм түгел хатта таштар миңә,
Әйтә алмаҫ,һин тип шапыртма.
Һынар өсөн,бәлки хаҡ тәғәлә
Моң-ҡеүәтен биргән башҡотрҡа

Назар Нәжми

На гнедом коне
Уехал в Тамьян-Катай.
Не нравится мне этот край,
Вернуться бы в родной Атайсал,

Не просторны здесь долины,
Не поют и соловьи
Не плачь, не горюй, Фатима,
Встретиться нам нелегко

Зеленая кошевка, голубая дуга,

Вели запрячь, Фатима, гнедка,

Вернуться бы в родную сторонку-

Достиг бы я своей цели!

Песня «Сибай» была сложена в то время, когда в Башкирии существовала кантонная система управления (1798-1863 годы)
превратившая башкирский народ в военное сословие. Башкирия делилась на кантоны, во главе которых ставились управляющие (начальники). Царское правительство,
вводя кантонную систему управления, стремилось переложить на плечи местного населения всю тяжесть военносторожевой службы по охране границ Российской империи.
На восточной границе хивинские, кокандские и бухарские ханы делали набеги на казахские селения, жгли их, мужчин уводили в рабство. За спиной ханов
стояла Англия, которая захватив Индию, стремилась овладеть обширными казахскими землями. Россия принимала соответсвующие меры. Так, оренбургский военный губернатор
В. А. Перовский предпринимает два похода на восток: первый неудачный в 1838 году, второй в 1853 году, закончившийся взятием Кокандской крепости
« Ак мечеть». Взятая крепость была переименована в « Форт Перовского» (ныне город Кзыл – Орда Кахаской ССР). Такова была историческая обстановка,
в которой жил автор песни « Сибай». Кто же был автором этой песни-письма? Газета «Совет Башкортостаны» 1 марта 1957 года назвала автора. Это Шагиахмет Утарбаевич Сибаев,
внук того Сибая, передового человека своего времени, по имени которого названо селение Сибаева и наш город. Ш. Сибаев родился в 1821 году в селении Сибаево.
(Атайсал) и одиннадцати лет лишился отца. Он не воспитывался ни в одном казенном заведении, но читать и писать по-русски и по-татарски умел. В 1838 году
Сибаев поступил на военную службу казаком в 7-й кантон. Его как грамотного человека перевели из рядовых в писари. В должности писаря у юртового старшины
и кантоного начальника Сибаев прослужил восемь лет, а в должности юртового старшины три года. В 1855 году Сибаева отправили в « Форт Перовский», где он
служит до 1857 года. В мае этого года за отличие был произведен в зауряд-сотники ( второй офицерский чин). По возвращении из форта Сибаева назначают
с января 1858 года управляющим 6-го кантона ( Тамьян - Катай).
В год назначения управляющим, когда любимая Сибаевым Фатима ёще не была ёще его женой. Шагиахмет, по - видимому и сложил свою песню-письмо.
В деятельности Сибаева были положительные стороны. Сюда можно отнести его заботу о школе для обучения детей-сирот и о содержании больницы.
Но Сибаев был сыном своего времени. На занимаемой должности он не мог не проводить политику царизма.
Вскоре после отмены кантонной системы Сибаев умер. Прах Сибаева покоится в местечке « Атаяк-Миндяк» Учалинского района.
Прошло много лет. Башкирия влилась в Союз свободных народов, с каждым годом наращивая темпы экономического и культурного развития.
У неё появилась своя литература, искусство национальное по форме и социалистическое по содержанию. Но народная поэзия прошлого не забыта.
Она шагает в одном ряду с советским искусством».

В данной статье автор допустил некоторые неточности в датах.Шагиахмет уехал в поход Перовского
в мае 1853 года и служил оставаясь в форте Перовском до октября 1857 года(см. служебный формуляр.С.Утарбаев).Как видно по статье только в 70-е годы 20 века
начали появляться сведения про Шагиахмета Сибаева.Негативное к нему отношение сохранялось даже в родной деревне.Особое подчеркнутое пренебрежение и невнимание оказывали
руководители предприятий и учреждений.Кому же хочется рисковать и потерять свою должность из-какой то уже забытой личности.

   
Главная< || > предыдущая ||  Следующая ||