Шәһиәхмәт                Легенды о Шагиахмете
тураһында                                              и песни "Сибай"
легендалар


Сибай сәсән  
Вот одна из них, когда Шагиахмет служил у себя на родине ёще писарем, он похлопотал об строительстве
моста через реку Туялас в сторону станции Кизила.Народ об этом долго помнил и о данном событии четверостишьем
передавал из уста в усты следующему поколению
Когда Шагиахмет был назначен кантоном, его в деревне Рахметово ждали знатные люди, но Шагиахмет остановился у
бедного башкира Мухаматши,за что местные бояре долго держали обиду кантону.
Служа кантонным писарем участвовал в доказательстве землевладения земляков, которые переселились и образовали хутора, в частности и Новый Сибай.
До этого сам часто располагался юртой на месте Нового Сибая,встречал гостей из Кизила,откуда приезжали уездные чиновники
с проверкой работы начальника 7-го кантона и старшин юрт.Тем самым Шагиахмет способствовал основанию деревни Новый Сибай,
который впоследствии стал городом. В связи с желанием образования хуторов и деревни Новый Сибай были сложные судебные разбирательства.
(Жалоба В земский суд 7.04.1830 год ЦГА РБ и-138.оп.2 №566а )Став кантонным писарем , Шагиахмет сумел смягчить и отрегулировать конфликт по данному вопросу
В 1850 году Новый Сибай попадает в официальную регистрацию, где непосредственное участие принял Шагиахмет
Мне отец Самигулла Утарбаев и дед Газиз Сунаршин передали некоторые сведения.Когда я был ещё ребенком 5-6 лет
отец пригласил в гости двух своих односельчан: известного певца народных песень Фатих олатай Мутаева и кураиста
Фитрата Ибрагимова.Отец меня завел домой говоря,что Фатих олатай сейчас споет песню моего прапрадеда Шагиахмета Сибаева,
а Фитрат олатай будет сопровождать на курае.Фатих олатай спел ,а Фитрат олатай играл на курае.Мне этот эпизод
на всю жизнь запомнился.В тот момент я размечтался- вот бы так играть на курае и петь как Фатих олатай.
Конечно,значения этому событию тогда я не придал, да и не понял...Но повзрослев,я начал интересоваться
своим знаменитым дедом Шагиахметом и прапрадедом Сибаем
     К сожалению,много было путаницы в сведениях о Шагиахмете Сибаеве.Например,аксакал деревни Идрисов Утарбай
в устном виде передал историю о деревне Cибай и Шагиахмете,то и опубликовал Г.Биишев в республиканской газете "Совет Башкортостаны
Заслуга Утарбай олатай огромная,если считать,что многое о Шагиахмете Сибаеве уже исчезало и терялось.
К тому же достаточной путаницы допустил М.Бурангулов.По нему получается, что ещё не родившийся Шагиахмет переписывался
с героем Великой Отечественной войны 1812 года Кахым батыром.Такое же поверхностное изучение истории песни "Сибай" допустили ученые
А.И.Харисов,С.Галин,А.Камалов,ссылась на С.Галина писатели М.Ямалетдинов,Р.Насыров и Р.Ахтари.Например,как пишет Х.Хамитов в своей книге
"Сибай сэсэн",А.И.Харисов предполагал,что песню "Сибай" сочинил, отвергнутый от начальствующего положения военный человек и хотел бы все
старые привелегии вернулись обратно,С.Галин исходил из того,что кантонным начальникам сочиняли песни сэсэны, в том числе и Шагиахмету сочинил
песню известный в то время сэсэн Ишмухамет.А.Камалов предположил,что песню сочинил отец Шагиахмета Утарбай.Но а писатели М.Ямалетдинов
и Р.Насыров ссылались на авторитет С.Галина.То что Шагиахмет поэт, доказал Р.Ахтари.Он в республиканском журнале "Агидель"опубликовал многие
сохранившиеся в устной памяти народа стихи Шагиахмета Сибаева. В этом его большая заслуга, надо сказать правду, в конце "свел" почти на нет
свою работу, тоже считая,что песня "Сибай" это какая-то старинная и его переиначил Шагиахмет,изменив слова песни
А Утарбай олатай точно передал куплеты песни "Сибай", однако,в его интерпретации истории деревни и шэжэре были и не совсем точные сведения.
Но,то что передали мой отец Самигулла и дед Газиз оказались точными,нашлись архивные документы
Основываясь на эти документальные источники выпустил свою книгу "Сибай сэсэн" Хуснулла Хамитов
До него ближе всех подошел к истине журналист и кураист Гата Сулейманов.>
Вот,что рассказал мой дед Газиз.Когда мать узнала о продолжающейся связи Шагиахмета с Фатимой, она упрекнула сына
и предупредила, что к добру это не приведет.Ведь кантон Кутлахмет уже отказал выдать дочь Шагиахмету.
У кантона Кутлуахмета были свои планы насчет замужества своей дочери Фатимы.
Старшина Сибаев Шагиахмет не ровня Кутлахмету не по чину, и не по богатству.
Кроме того, отец Шагиахмета каторжанин.(В 1831 году отца Утарбая и его брата Исангильды отправили в ссылку в Сибирь).
Тогда Шагиахмет сказал матери, он не может приказать своему сердцу перестать любить.Мать вздохнула и ничего больше не сказала

Кутлахмет узнав, что любовь у Фатимы и Шагиахмета взаимные и они переписываются, и встречаются, решил избавиться
от Шагиахмета. К этому моменту и предлог появился.Губернатор В.А.Перовский формировал войска для военного похода в Акмасет.
Кутлуахмет добился включения Сибаева Шагиахмета в этот отряд.Мать Шагиахмета плакала и причитала,предупреждала ведь сына
худо будет. Твоя жена Камбар, красивее,чем Фатима и родила тебе наследника, а ты оставляешь всех нас сиротой!...
Мог ведь похлопотать чтобы тебя оставили,есть семья,сын,больная мать и братья.
На что Шагиахмет ответил,что он человек военный, дал присягу царю России и государству,бог даст вернется живым.И поэтому
вынужден исполнять приказ и ехать на войну,своеволие проявлять он не имеет права,об этом сама знаешь,а вместо меня голову положит
кто-то другой, как я буду жить, зная что на смерть отправил другого,спасая свою шкуру.На всё воля аллаха, свою судьбу сам испытаю
     По приезду из долголетней службы Шагиахмета Кутлахмет испугался,по чину Сибаев стал ровня.Кроме того он герой войны
может таить обиду за то,что он отказал женитьбе Шагиахмета Фатиме.Да ещё конкурент на его место кантонного начальника!
Начал искать новый повод избавления от Сибаева.И всегда ему сопутствует удача!В 6 кантоне освободилось место кантона.
Усиленно начал рекомендовать кандидатуру Сибаева кантонным начальником далекого 6-го кантона...
     Рассказы и легенды, как выше приведенные сохранились у народа в устном виде и они передавались из
поколения в поколение.К сожалению большинство легенд, не нашли должного внимания и многие потеряны
Я до сих пор дивлюсь оригинальному приему передачи моим отцом исторических сведений про моего прадеда Шагиахмета,а рассказы
деда Газиза про него были опубликованы даже в книге
   .Но мой отец немного не рассчитал мой возраст.Однако,сумел во мне оставить искорку,что потом превратился в интерес в виде
поиска истины.Мама говорила,что у отца был дневник,где записал услышанное им от своего отца Сабира и старожилов деревни Старый Сибай.
Однако он потерялся...Даже те рассказы и легенды,что сохранились вполне хорошо помогают "увидеть" исторические события времен Шагиахмета
Сибаева.Его жизнь и творчество трагичны с одной стороны,они коротки,с другой стороны достойны уважения и любви одновременно.Его верность
присяги, любовь к родине, любимой,тоска по друзьям стали примером подражания,а его творческое наследие одной из жемчужин золотого
фольклорного фонда башкирского народа

К вниманию любознательных:Несколько легенд
о песне "Сибай" были опубликованы в книге
"Башкорт легендалары( Легенды башкир)" Уфа.1969 г.
Составители М.Минхажетдинов и К.Мэрген.

Примечание:К сожалению сведения в них далеки от истины.
   
Главная< || > предыдущая ||  Следующая ||